Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Пространственные размерные цепи 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

чением числа звеньев в размерной цепи. Поэтому применение метода групповой взаимозаменяемости нашло при достижении точности замыкающего звена у малозвенных размерных цепей.

На практике метод групповой взаимозаменяемости нашел применение для таких изделий, как шарико- и роликоподшипники, соединения пальцев и поршней двигателей и др., где число звеньев в размерной цепи не превышает четырех.

Использование метода фупповой взаимозаменяемости требует очень четкой организации измерения, сортировки, хранения, транспортирования и сборки деталей. Малейшая путаница в виде попадания деталей из одной группы в другую исключает возможность получения требуемой точности. Поэтому все рассортированные по группам детали обычно маркируются условными знаками или раскладываются в специальную тару для хранения и перевозки.

Метод пригонки. Сущность метода заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением размера компенсирующего звена путем удаления с него определенного слоя материала. На рис. 1.3.11 (с. 58) показан пример размерной цепи, где точность достигается за счет съема припуска кольца с размером Лу

При достижении точности замыкающего звена методом пригонки на все составляющие звенья размерной цепи устанавливают целесообразно достижимые (экономичные) в данных производственных условиях величины допусков:

1> 2 -> ot-j-

Если с такими допусками изготовить детали размерной цепи, то погрешность на замыкающем звене выйдет за рамки заданного допуска Гд, так как

Х!г;=г>Гд.

Избыток погрешности на замыкающем звене, наибольшее значение которого называют наибольшей расчетной величиной компенсации 5к =д >д> должен быть удален из размерной цепи путем изменения значения заранее выбранного звена, выступающего в роли компенсатора.

При выборе в размерной цепи компенсатора руководствуются следующими соображениями:



Рис. 1.3.26. Достижение точности .4д методом пригонки в параллельно-связанных размерных цепях

- в качестве компенсатора выби-рак>т деталь, изменение размера (яв-;]Як>Щегося одним из составляющих звеньев) которой при дополнительной обработке требует наименьших затрат;

- недопустимо в качестве компенсатора выбирать деталь, размер которой является общим составляющим звеИом параллельно связанных размер-Ф1Х цепей. Нарушение этого условия приводит к возникновению пофешности, блуждающей из одной размерной

цепи в другую. Например, если избрать компенсирующим звеном А2 = 2 в параллельно связанных размерна Цепях (рис. 1.3.26), то, добившись требуемой точности Аа за счет H3Meh>eHHfl значения А2, уже нельзя изменять значение Б2, не нарушая точности! д-

Основным преимуществом метода пригонки является возможность изготовления деталей с экономичнь>ми для данных производственных условий допусками. При этом точиость замыкающего звена оказывается независимой от точности деталей, она определяется точностью выполнения пригоночных работ и используемых средств контроля. Методом пригонки может быть обеспечена высока точность замыкающего звена.

Однако пригоночные работы г основном выполняют вручную и требуют высококвалифицированного труда. Сложность пригоночных работ заключается в том, что в их ходе необходимо в комплексе обеспечить точность формы, относительного поворота дополнительно обрабатываемых поверхностей деталей и расстоя1ия между ними. Упущение одного из показателей точности обычно приводит к потере качества изделия.

Существенным недостатком IefOдa пригонки являются значительные колебания затрат времени при выполнении операции пригонки из-за колебания величины компенсации 5к. Это затрудняет нормирование пригоночных работ и выполнение сборк ! с установленным тактом. По этой причине пригонку не рекомендуется применять при изготовлении изделий поточными методом.

Экономичной областью использования метода пригонки считается мелкосерийное и единичное производство, хотя не редки случаи, когда метод пригонки из-за своих высоких точностных возможностей оказывается единственно пригодным для обеспечения требуемой точности изделий, производимых в значительны)! количествах.




Рис. 1.3.27. Достижение точности /1д методом регулировки с подвижным компенсатором

Метод регулировки. Сущность ме-юда заключается в том, что требуемая точность замыкающего звена размерной цепи достигается изменением размера компенсирующего звена без удаления материала с компенсатора.

Метод по своей сути не отличается от метода пригонки. Разница заключается лишь в том, что компенсация пофешности на замыкающем звене осуществляется изменением положения компенсирующего звена или его заменой на звено с другим размером. В первом случае компенсатор называют подвижным, во втором - неподвижным. Примером подвижного компенсатора может быть втулка в редукторе (рис. 1.3.27), перемещая которую в осевом направлении можно регулировать зазор между ее торцом и

торцом зубчатого колеса, сидящего на валу. После достижения фебуе-мой точности зазора положение втулки фиксируют стопорным винтом.

Роль подвижных компенсаторов в машинах могут исполнять специальные усфойства, зачастую автоматические.

В качестве неподвижных компенсаторов используют проставочные кольца, прокладки и другие детали несложной консфукции. Если для достижения фебуемой точности замыкающего звена Лд в конструкции, приведенной на рис. 1.3.11, применить метод регулирования, то в качестве неподвижного компенсатора целесообразно использовать проставоч-ное кольцо (звено А). Для подбора компенсатора нужного размера заранее изготавливается фуппа компенсаторов разных размеров. Обеспечение фебуемой точности зазора д в этом случае сводится к измерению расстояния между торцами зубчатого колеса и бобышки корпуса в предварительно собранном усфойстве, к выбору компенсатора надлежащего размера и установке его в усфойство при окончательной сборке.

Для метода регулировки характерны следующие преимущества:

1) возможность достижения высокой точности замыкающего звена в многозвенных размерных цепях с экономичными допусками на составляющие звенья;



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 [ 24 ] 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка