![]() |
![]() |
![]() Разделы сайта
Читаемое
Обновления Jun-2025
|
Промышленность Ижоры --> Хитрости слесарного дела ных с усилиями среднего значения и характеризующихся небольшими амплитудами, движение совершают за счет мышц плеча и предплечья и, наконец, при выполнении приемов, связанных со значительным усилие (6...8 Н), в движении принимает участие вся рука и даже корпус ра бочего. Между организацией рабочего места и уровнем организованности труда учащихся имеется прямая связь. От планировки, т.е. характера размещения на рабочем месте основного и вспомогательного оборудования, заготовок, изготовленных деталей, инструментов и приспособлений, зависит создание условий для высокопроизводительного труда учащихся. При планировке рабочих мест должны учитываться* зоны досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях; количество сочленений тела, участвующих в движениях. Зоны (1, 2, 3) досягаемости рук учащихся в горизонтальной плоскости при работе стоя и сидя показаны на рис. 16, а. Эти зоны определяют, на каком расстоянии от корпуса рабочего должны быть размещены предметы, которыми он пользуется в процессе работы. Соблюдение зон досягаемости избавляет рабочего от лишних движений. Наиболее удобная, оптимальная зона определяется полудугой радиусом примерно 300 мм для каждой руки. Максимальная зона досягаемости - 430 мм без наклона корпуса и 650 мм - с нжлоном корпуса не более чем на 30** для учащегося среднего роста. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет дополнительные, а следовательно, лишние движения, т.е. вызовет ненужную затрату рабочего времени, ускорит утомляемость работающего и снизит производительность труда. Зоны досягаемости рук в вертикальной плоскости при работе стоя показаны на рис. 16, б. Эти зоны дают возможность определить наиболее выгодное расположение всех предметов с учетом роста работающего. Трудовые движения учащихся можно подразделить на пять групп: 1) движения пальцев; 2) движения пальцев и запястья; 3) движения пальцев, запястья и предплечья; 4) движения пальцев, запястья, предплечья и плеча; 5) движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса (рис. 16, в). Для снижения утомляемости в движениях работающего должно участвовать наименьшее количество сочленений. Поэтому рабочие места планируют и оборудование расставляют так, чтобы работающий использовал более простые движения, т.е. движения первых трех групп. Движения пятой группы, т.е. всего корпуса, по возможности должны быть устранены. Для этого все предметы, в первую очередь заготовки, располагают на такой высоте, при которой работающий берет их руками, не сгибаясь. Основные требования по соблюдению указанного порядка на рабочих местах состоят в следующем: все необходимое для работы должно находиться под рукой, чтобы можно было сразу найти нужный предмет; инструменты и материалы, которые во время работы требуются Манситльная зона досягаемости рук при наклоне щлоВиша Вперед не долее JO Зона досягаемости рук Оптимальная рабочая зона ![]()
Решетка под ноги ![]() Менее удобная боковая зона досяеаемости рук Оптимальная рабочая зона 1700 Зона досягаемости рук 6 бертинальной плоскости при фик сироВанном попа тении ног Верхняя неудобная зона ![]() Рис. 16 Классификация рабочих зон в горизонтальной (д) и вертикальной (5) плоскостях; зоны досягаемости рук в горизонтальной плоскости при движении (в) чаще, размещают ближе к себе, а применяемые реже - дальше; все используемые предметы располагают примерно на высоте пояса; инструменты и приспособления размещают так, чтобы их удобно было брать соответствующей рукой: что берут правой рукой - держат справа, что берут левой - слева (рис. 17); что используют чаще кладут ближе, что используют реже - дальше; нельзя класть один предмет на другой или на отделанную поверхность детали; документацию (чертежи, технологические или инструкционные карты, наряды и др.) держат в удобном для пользования и гарантированном от загрязнения месте; заготовки и готовые детали хранят так, чтобы они не загромождали проходы и чтобы рабочему не приходилось часто нагибаться, если надо взять или положить заготовку или изделие; легкие предметы кладут выше тяжелых. Ручной инструмент должен соответствовать особенностям анатомической формы руки человека: в противном случае в ходе работы будут травмироваться межпальцевые бугорки, снабженные тонкими нервными окончаниями, и ямка ладони - наименее мускулистая часть (рис. 18, д). На межпальцевых бугорках могут появиться потертости, нарывы, мозоли (рис. 18, д). Поэтому рукоятки слесарных инструментов должны быть такой формы, которая позволяла бы соприкасаться с рукояткой мьшщам большого пальца и бугорка мизинца (рис. 18,6). Эти выступы на ладони имеют не только сильные мускулы, но и упругую жировую ткань, которая смягчает вибрации и удары. При размещении на рабочем месте инструментов, приспособлений Что берешь леЬойрдпои, клади слева Что берешь реше, клади дальше Что берешь чаще, клади блите ![]() О берешь правоирукой, клади справа Рис. 17. Расположение инструмента на рабочем месте
|
© 2003 - 2025 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |