Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Станки механосборочного производства 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96


Рис. 4.13. Схема зубошлифовального станка, работающего тарельчатыми кругами

Для формирования профиля зубьев цилиндрических колес при зубошлифовании применяют также метод следа. Используют его при образовании профиля зубьев профилирующими точками режущей кромки двух тарельчатых кругов (см. рис. 4.11,5), расположенными на прямой линии, касательной к основной окружности шлифуемого колеса. Форма зуба по длине образуется методом касания. Кинематическая структура станка, использующего этот метод формирования боковых поверхностей зубьев, аналогична структуре станков, работающих обкатными кругами. . Однако в отличие от станков, работающих дисковым обкатным кругом, в станках, работающих тарельчатыми кругами, скорость дкижения обката Фзг {ПВ значительно больше, чем скорость движения продольной подачи, которая создается группой {П). Другими словами, вначале образуется профиль зуба, а затем его форма по длине.

Особенностью станков, работающих тарельчатыми кругами (рис. 4.13), является также и то, что в группе <Psi ЩВ внутренней профилирующей цепью является, как правило, короткая цепь, обеспечивающая обкаточное движение с помощью барабана с лентами, ходового винта с гайкой и совсем редко кулака с толкателем; Цепи с такими механизмами работают точно, но настройка их затруднена необходимостью иметь перечисленные механизмы сменными, что очень дорого.

Все зубошлифовальные станки помимо группы Ф имеют группы движения правки шлифовальных кругов и группу деления Д (В). Последняя отсутствует лишь в станках, работающих червячным шлифовальным кругом. Группа Д{В) может иметь отдельный или общий двигатель с группой Фв {nBi), а их структуры отличаться наличием или отсутствием гитары настройки на время деления,

§ 4. ЗУБОРЕЗНЫЕ СТАНКИ ДЛЯ НАРЕЗАНИЯ КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС

Форма боковой поверхности зубьев конических колес характеризуется профилем зуба и формой его по длине. Профиль зубьев представляет собой пространственную кривую, несколько отличающуюся от плоской эвольвенты. Форма зубьев по длине может быть разнообразной. Наибольшее распространение получили зубчатые колеса с прямыми и круговыми (дуговыми) зубьями.

Для образования профиля зубьев конических колес в основном применяют метод обката и весьма редко метод следа и копирования, которые используют при нарезании крупногабаритных конических колес с прямым зубом. Форму зубьев по длине образуют методами

следа или касания. Как правило, вначале получают форму зуба по длине, а затем профиль. В случаях же формообразования боковых поверхностей зубьев конических колес профильной круговой протяжкой (рис. 4.14, а) и фрезой (рис. 4.14, б), а также при шлифовании профильным кругом с использованием метода копирования в сочетании с методами следа или касания вначале получают профиль зуба, а затем его форму по длине. При нарезании зубчатых колес остроконечными резцами по копиру (рис. 4.14, в) используют малопроизводительный метод двойного следа.

Наиболее простые кинематические структуры имеют зуборезные станки, в которых образование профиля обрабатываемых зубьев




Рис. 4.14. Формообразование зубьев конических колес с помощью:

а - профильной круговой протяжки; б - профильной фрезы; в - остроконечных резцов по копиру

осуществляется методами копирования или следа. Структура таких станков содержит только простые кинематические группы - одну или две группы формообразования и группу деления.

Наибольшее распространение при нарезании конических колес получил метод следа в сочетании с методом обката или, как его называют короче, метод обката. Этот метод основан на воспроизводстве зацепления пары сопряженных конических зубчатых колес (рис. 4.15), одним из которых является обрабатываемое колесо, а другим - имитируемое одним зубом или впадиной производящее зубчатое колесо.

В процессе обработки они взаимно обкатываются с целью образования профиля зуба методом обката. Так как реального производящего колеса нет, а есть только имитация его движения, которую осуществляет люлька, то такое колесо называют воображаемым производящим колесом. Профиль зуба или впадины между двумя соседними зубьями воображаемого производящего колеса также имитируется движением режущих (производящих) кромок инструмента, перемещающихся с достаточно большой скоростью по линии, характеризующей форму зуба по длине обрабатываемого колеса. В качестве воображаемого производящего колеса используют плоское либо чаще плосковершинное колесо с углом при вершине начального конуса 2ф = 180° - 2у (где у - угол ножки зуба нарезаемого колеса). Плоское колесо представляет собой круговую рейку; оно является предельным коническим колесом в том же смысле, в каком прямолинейная зубчатая рейка представляет собой предель-



ное цилиндрическое ксхлесо с радиусом оо. Как и у прямолинейной зубчатой рейки, у круговой рейки профили зубьев очерченьг прямыми линиями. Это является основным при использовании плоского или плосковершниного конического колеса в качестве производящего.

Рис. 4.15. Схема зацеплении обрабатываемого конического колеса с плоским производящим воображаемым колесом

Рис. 4.16. Схема нарезания зубьев конического колеса


Кинематическая структура любого из зуборезных станков, нарезающих конические колеса по методу обката (рис. 4.16), будет состоять из двух, а в некоторых случаях из трех групп формообразования и группы деления. Нарезание прямозубых конических колес осуществляется чаще с помощью двух зубострогальных резцов, а нарезание колес с дуговым зубом - резцовыми головками, режущие зубья которых расположены на окружности. Структура этих станков однотипна. Она содержит сложную группу формообразования Фд (ВоВз), обеспечивающую обкаточное движение заготовки и люльки для образования профиля зубьев, и простую группу Фр (П) или Ф (i5i), обеспечивающую движение резцов или резцовой головки для получения формы зубьев по длине. Помимо групп формообразования структура зуборезных станков включает группу деления Д {В}. Исполнительным органом ее является шпиндель заготовки, являющийся также одним из исполнительных орга-

ZI , Р У РУ Фз Н Д должны HMClb

между собой кинематическое соединение. Для этого применяют один из трех способов соединения: параллельный, последовательный или смешанный (параллельно-последовательный). В зависимости от способа соединения групп Ф и Д видоизменяются структура станка и его кинематическая настройка

lH---у---ф-о

9 8\ Z, J



6-A I---klZ j

SckhMLS * * PyyP зуборезного

станка для нарезания кони-

HeHHHrpZ : а.Фзб- при смешанном способе

соеда.

Структура групп Ф, (Я) и Ф (Bj простая, и внутренняя связь

нами л ! Т- постутельной парьЛлзуна с резцами ~ люлька либо вращательной пары резцовая головкГ-люлька Внешняя связь группы Ф состоит из кинематйческоГцепи 1-2-3 между (рис. 4.17, а) двигателем М и ползунами или pS



вой головкой, обеспечивающей условие согласования перемещений ее конечных звеньев следующего вида:

Пм об/мин двигателя М k др- ход/мин резцов или Пд, об/мин двигателя М *-* Пр.г об/мин резцовой головки. Группа движения подачи Фв (ВВз) сложная: ее внутренняя связь обеспечивается кинематической цепью 5-6-7 между люлькой и шпинделем заготовки, называемой цепью профилирования или обката. Эта цепь с органом настройки (гитарой профилирования проф) должна обеспечивать следующее условие кинематического согласования вращений своих конечных звеньев:

1 об. люльки

об. заготовки,

где гзаг - число нарезаемых зубьев колеса; Za = гзаг/sin ф - условное число зубьев плоского производящего колеса, здесь ф - половина угла при вершине начального конуса нарезаемого колеса.

Внешняя связь группы Фв обеспечивает передачу движения от двигателя М во внутреннюю связь группы по цепи 1-2-8-6 и содержит орган настройки на скорость обкаточного движения - гитару подач is- Помимо настройки на скорость обкаточное движение Фв (S2S3) должно настраиваться на путь - угол качания 6° люльки, необходимый для полного профилирования одного зуба нарезаемого колеса, после чего люлька должна возвратиться в исходное положение для профилирования следующего зуба.

Все зуборезные станки работают в цикловом режиме. За время цикла /ц принимают время обработки одного зуба (впадины). Этим же временем условно задается подача, и поэтому ее называют цикловой. Время цикла есть сумма -f х, где -время рабочего хода люльки (ее поворот в процессе профилирования зуба) и -время вспомогательного хода (ее поворот в исходное положение). Для повышения производительности обработки стремятся, чтобы <х < < ip. Для этого нередко в зуборезных станках во внешней связи группы Фв (BBg) применяют передачи или цепь передач, позволяющие получать ускоренное вращение люльки при вспомогательном ходе. Включение и отключение этих передач осуществляется с помощью распределительного вала барабана автомата, который за время цикла всегда совершает один оборот.

Настройка на скорость подачи обкаточного движения осуществляется через гитару подач ig. Формулу настройки гитары определяют из уравнения кинематического баланса цепи между двигателем и распределительным валом. Условие согласования их вращения можно представить следующим образом:

1 об. распределительного вала

t об. двигателя,

Ж. 60

- число оборотов двигателя в секунду.

Если при вспомогательном ходе люльки движение к ней передается минуя гитару подач is, то распределительный вал имеет две

различные скорости, причем во время вспомогательного хода распределительный вал всегда вращается с постоянной скоростью. В этом случае условие согласования вращений распределительного вала и двигателя будет иметь вид

об. распределительного вала * /р об. двигателя,

360°

где бр - угол поворота распределительного вала, соответствующий времени

Угол Ор зависит от соотношения скоростей вращения люльки при рабочем и вспомогательном ходах и определяется для каждого конкретного станка и передаточных отношений зубчатых колес механизма реверса люльки.

Настройка движения Фв (ВВ) на путь, т. е. на угол качания 0° люльки, зависит от способа соединения групп Д (В) и (В2В3). Наибольшее распространение получили дра способа - параллельный и смешанный.

При параллельном способе соединения групп Д v Фд (рис. 4.17, а) периодическое делительное движение Д (S4) суммируется через дифференциал 2 с движением заготовки В3 в период реверсирования обкаточного движения Фв (ВВд), т. е. возврата люльки в исходное положение для профилирования следующего зуба или впадины нарезаемого колеса. При этом заготовка за время реверсирования, т. е. за х. как правило, поворачивается на 1/2заг оборота.

При смешанном способе соединения групп Д и Фв (рис. 4.17, б) реверсируется /ишь люлька, а заготовка продолжает непрерывно вращаться в одну сторону. Причем за время возвращения люльки в исходное положение заготовка проворачивается на г,72заг оборота, где Zi -число зубьев заготовки, пропускаемых между двумя после- довательными циклами деления, г, не имеет общих множителей

с 2заг-

При обоих способах соединения групп Д я Фв для возврата люльки в исходное положение необходим в структуре станка реверс. При параллельном способе для реверсирования люльки и заготовки реверс располагают во внешней связи группы Фв (ВВ) на участке 8-6. При смешанном соединении надо реверсировать только люльку, и поэтому реверс располагают во внутренней связи группы Фв (ВВ) на участке 6-15-16-5 цепи профилирования от звена присоединения внешней связи к внутренней до люльки. В этом случае наибольшее распространение получил специальный реверс в виде составного зубчатого колеса, составленного из нескольких зубчатых секторов внешнего и внутреннего зацепления. Вращение ведущего колеса 2вщ в одну сторону и постоянство его зацепления с внутренним замкнутым контуром составного колеса будет сообщать последнему вращательное движение то в одну, то в другую сторону и тем самым осуществлять реверсирование люльки. Колесо 2вщ обходит один раз полностью весь внутренний контур составного колеса за время цикла обработки одного зуба нарезаемого колеса.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 [ 10 ] 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка