Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Разработка конструкторской документации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

11.5. Расчетные данные планетарных механизмов поворота отечественных тракторов

Показатель

Формула

Тра ДТ-75

к тор Т-4М

Момент, кгс-см

Afp=0,5M т р

Мт = % пр б( -0

12 100 19 600 12 ООО

26 200 35 700 68 ООО

Коэффициент запаса

т С + А

К

3,36 2,07

Примечание. При расчете принято ф, = ); ц == 0,3; и. п- ц п - .1 передаточные числа коробки передач, центральной и планетарной передач. Л

, ,-id

планетарного механизма меньше работы выключения муфты поворота, что позв ляет в ряде случаев обходиться без сервоусилителей.

11.3. ПРИВОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМАМИ ПОВОРОТА

Для управления поворотом дифференциальным механизмом водитйяь воздей ствует на один орган - рычаг тормоза. При муфтах поворота и планетарных меха! низмах водитель должен воздействовать на два органа: муфту поворота или тор моз механизма для получения плавного поворота и остановочный тормоз для получения крутого поворота. Чтобы сократить число органов управления, в некоторых конструкциях муфтой поворота и тормозом управляют одним рычагом для каждой стороны. На тракторах Т-130 для управления поворотами установлен один рычаг / (рис. 11.4). Отклоняя рычаг влево или вправо через коромысло 9 и Г-образные ры чаги 10 и 8, выключают муфту левой или правой стороны. Оттягивая отклоненный рычаг к себе, через рычаги 6, 7 и 4 затягивают соответствующий тормоз. Для затормаживания трактора при стоянке на подъеме рычаг не отклоняя оттягивают к себе и в этом положении запирают защелкой 2. При этом двуплечий рычаг б затягивает одновременно два тормоза.

Более удобным для управления является рулевое колесо. Рулевая колонка с колесом применена на тракторе Т-150 (рис. 11.5). При повороте рулевого колеса на угол ;s:42° происходит постепенно выключение муфты отстающей стороны. При дальнейшем повороте затягивается тормоз. Для затягивания одновременно дву тормозов Имеется отдельная педаль, при необходимости замыкаемая защелкой.

Основные недостатки объединенного привода управления: сложность регулирования (нужно обеспечить полное выключение муфты перед затяжкой тормоза), снижающая его надежность, и увеличенное усилие на рычаге, требующее введение сервопривода.

Механизм поворота обычно требует 120-180 воздействий на 1 км пути-Для уменьшения утомляемости водителя нужно, чтобы работа, затрачиваемая


Рис. 11.4. Механизм управления поворотом трактора Т-130.-

ниТ f механизма управления; 2 - защелка горного тормоза; 3 - чехол vплoтнP чяг ~ наружный рычаг правого тор1 оза; 5 - корпус рычагов; 6 - вильчатый пы чаг привода тормозов; 7 ~ внутренний рычаг тормоза; S наружный пычаг ппивмп м?6тТг, ,?Р ° У* повороте; S- коромысло включения с?Го ехаСзма ж и Р ~ Р Р В0Да сервомеханизма правой муфты поворота Л 1 поло-

жи мфт P =°-i УФ -- Л - натоженнГрычага прТвьжлюченни




12 II

Рис. 11.5. Рулевая колонка трактора Т-150:

; - поводок; 2 - шариковый замок; 3 - шайба; 4 - гайки; 5 и 6 - поворотные рычаги; 7 - шариковый подшипник; 8 - стакан верхнего подшипника; 9 - рулевое колесо; 10 - рычаг переключения передач; - колпак; 12 - фиксатор рулевого колеса; 13 - вал; 14 - стакан нижнего подшипника с опорным фланцем

на одно воздействие, была Луп 50 кгс-см, а максимальная сила не превышала 6 кгс. В действительности для управления муфтой поворота требуется работа до 350-500 кгс-см, а тормозом планетарного механизма до 300 кгс-см- При этом максимальное усилие на рычаге достигает 25-30 кгс. Для уменьшения максимального усилия и облегчения работы управления, что особенно необходимо при повышении скорости движения, применяют сервоприводы (усилители), в которых ! используется энергия растянутых или сжатых пружин, кинетическая энергия трактора, энергия двигателя, передаваемая через гидропривод или пневмопривод.

Пружинный сервопривод. Сервопривод со сжатой пружиной, помещенной рядом с рычагом управления, работает следующим образом. При повороте рычага управления на угол холостого хода водитель преодолевает сопротивление серво-пружины дополнительному сжатию до максимальной силы. Дальнейшему пово-1 роту рычага управления помогает распрямляющаяся пружина.

Для повышения эффективности сервопружины нужно повышать к. п. Д-привода.

Пружинный сервопривод снинсает только максимальное усилие, не уменьшая! работы управления. Его применение целесообразно для относительно редко ра-1 ботающих органов управления на машинах мощностью до 50 л. с. 1

Кинетический сервопривод-активизатор. Имеет отдельный свободно сидящий! тормозной барабан, затягиваемый ленточным тормозом. Барабан связан с винто-D выми поверхностями через шарики или ролики. При затормаживании барабана! продолжающие вращаться детали выжимаются винтовыми поверхностями в ocI ВОМ направлении, выключая муфту сцепления или зажимая основной дисковый тормоз. Винтовые поверхности делают симметричными, чтобы обеспечить дей- ствие механизма па прямом и обратном ходах.

Тормозной момент, необходимый для управления кинетическим сервопри- водом,

Мт, у = Лву (1 + и) sin а, где Лв - необходимая осевая сила (сила пружин выключенной муфты или за-j жатия тормозных дисков); Ry - радиус приложения осевой силы на винтовых


Рис. 11.6. Гидравлический усилитель управления муфтами поворота:

; - корпус делителя потока; 2 - пробка канала золотника; 3 - сливная труба; 4 - поворотный рычаг; 5 - поршень; в-пружина; 7 -толкатель; в - втулка толкателя; 9 - чехол уплотнения

поверхностях; х - коэффициент трения на винтовых поверхностях: при применении шариков или роликов х = 0,02-0,04; а - угол винтовой поверхности, выбираемый больше угла трения, в пределах 12-20°.

Недостатки кинетического сервопривода: резкость действия и трудность регулирования.

Гидравлический сервопривод. Для его действия используется энергия работающего двигателя. Простой сервопривод для выключения муфт поворота имеет трактор Т-130. Привод питается маслом, подаваемым шестеренным насосом НШ-32У с подачей 29 л/мин, вращаемым от шестерни распределения двигателя. Масло, пройдя фильтр, поступает в делитель потока / (рис. 11.6) и по сквозному каналу золотника попадает по обе его стороны равномерными потоками. Делитель укреплен под блоком цилиндров и обе полости соединены каналами с левым и правым цилиндрами. Подаваемое в цилиндры масло через каналы поршней 5 сливается в картер, а затем по сливной трубе 3 отводится в масляный бак. Для поворота перемещают толкатель 7, который тарелкой закрывает отверстие в поршне. Давление масла в цилиндре повышается и золотник, смещаясь в сторону пониженного давления, увеличивает поступление масла к цилиндру. Одновременно поршень нажимает на поворотный рычаг 4 и выключает муфту поворота.

Диаметр йоршня гидравлического сервоусилителя

d = 1/- V 0,785&Т1,

785&т1пр

где Лв - нормальная сила на рычаге, для муфт поворота суммарная сила пружин в конце выключения; а и 6 - длина плеч рычагов (см. рис. 11.6); Цп - к. п. д. ередачи; следует брать Т1 = 0,8-0,85, создавая запас усилия выключения;



- давление масла, соответствующее срабатыванию предохранительного.] клапана: р = 35- 60 кгс/см=. Ход (см) поршня

где Sb - ход рабочего конца рычага: для муфт поворота Sb = 0,052 (здесь г - число поверхностей трения муфты).

11.4. МНОГОСТУПЕНЧАТЫЕ, БЕССТУПЕНЧАТЫЕ И ДВУХПОТОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВОРОТА

Повышение рабочих скоростей предъявило к механизмам поворота требования по снижению скоростп при повороте для исключения появления чрезмерной центробежной силы, снижению затрачиваемой на поворот мощности, повышению маневренности, особенно на землеройных работах, возможности автоматизации управления. Это привело к созданию более сложных механизмов поворота.

Многоступенчатые шестеренчатые механизмы поворота. Их выполняют в виде многорядной планетарной передачи и в виде реверсивной передачи. Уста- навливая для каждой стороны двухрядную планетарную передачу с внешним за-1 цеплением и три тормоза (часто применяют дисковые тормоза), можно получить!

TlTftl

Рис. 11.7. Схемы многоступеичатых, бесступенчатых и двухпоточных механизмов пс ворота:

а - многорядный планетарный механизм с подводом мощности одним потоком; б механизм с двумя реверсивными шестеренчатыми передачами; в - бесступенчатый wP ционный механизм поворота; г - двухпоточный механизм с планетарными передачам и муфтами поворота; д - двухпоточный механизм с двумя дифференциалами и муфтам поворота; / - коробка передач; 2 - раздаточная коробка; 3 - механизм реверса

компактный и простой в управлении задний мост, имеющий два фиксированных радиуса поворота (рис. П.7, а). Дальнейшее увеличение числа фиксированных радиусов поворота можно получить, применив в коробке передач два вторичных вала, несущих четыре пары шестерен, включаемых гидроподжимными муфтами.

В реверсивном шестеренчатом механизме поворота (рис. П.7, б) первичный вал приводится во вращение от гидротрансформатора или механической коробки передач. Вращение от первичного вала передается на правую и левую стороны через цилиндрические косозубые шестерни, переключаемые на ходу прн помощи многодисковых гидронажимных муфт. На прямом ходу ведущее колесо правой стороны получает вращение через две пары шестерен, а левой - через одну. На заднем ходу, наоборот, вращение ведущему колесу правой стороны передается через одну пару, а левой - через две. Выключив обе муфты одной стороны и затормозив ведомый вал, поворачивают трактор по радиусу, равному половине ширины колеи. Включив на одной стороне прямой, а на другой - обратный ход, можно повернуть трактор на месте (радиус поворота равен нулю). Шестерни и муфты каждой стороны рассчитывают на передачу полной мощности двигателя. Максимальный передаваемый на одну сторону крутящий момент выбирают нз условия сцепления забегающей гусеницы с почвой, принимая коэффициент сцепления фс = 1,2-ь 1,5 с тем, чтобы учесть работу в карьерах и догрузку от поперечного наклона трактора.

Бесступенчатые механизмы поворота фрикционные и гидростатические выполнены пока только в опытных конструкциях.

Двухпоточные механизмы поворота. Мощность к ним передается двумя путями: через коробку передач и через раздаточную коробку. Механизм с муфтами поворота и планетарными передачами (рис. 11.7, г) при прямолинейном движении имеет выключенные муфты и заторможенные солнечные шестерни. Отпустив тормоза солнечных шестерен, можно включить муфты и обеспечить прямолинейное движение на повышенной скорости. Однако в этом случае возникает циркуляция мощности от коробки передач через заблокированные механизмы и шестеренчатые передачи на поперечныйвал и далее через раздаточную коробку к коробке передач, вызывающая значительные потери на трения и усиленный износ механизма. Поворот осуществляют следующими способами;

1. При нейтральном положении коробки передач включают муфту забегающей стороны и затормаживают солнечную шестерню отстающей.

2. При работающей коробке передач включают муфту забегающей стороны, отпустив тормоз ее солнечной шестерни (солнечная шестерня отстающей стороны остается заторможенной).

3. При работающей коробке передач включают муфту забегающей стороны, освободив тормоза солнечных шестерен обеих сторон, и затормаживают отстающую полуось. Механизм работает аналогично механизму с муфтами поворота.

Другой тип двухпоточного механизма поворота - это механизм с двумя дифференциалами и муфтами поворота (рис. 11.7, д). При прямолинейном движении муфты поворота выключены. Дифференциал на ведущих полуосях получает вращение от коробки передач и передает его полуоси. Полуоси промежуточного дифференциала вращаются в разных направлениях. Поворот выполняется следующими способами.

1. При нейтральном положении коробки передач включают муфту забегающей стороны.

2. При работающей коробке передач включают муфту забегающей стороны, в Результате чего увеличивается угловая скорость ведущего колеса и уменьшается Щ ту же величину угловая скорость отстающего ведущего колеса. Число фиксированных радиусов равно числу передач.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 [ 47 ] 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка