Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Разработка конструкторской документации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76


Рис. 9.S. Гидравлический привод тормоза: гтоляль- 2 пеоепускное отверстие; 3 - компенсационное отвфстие, - ток,

колодка


Рис. 9.6. Схема блокировки педалей тормозов с гидравлическим приводом:

/ - главный кцилиндр; 2 - распределительный кран; d - бак для тормозной жидкости; 4 - рабочий (тормозной) цилиндр

Рис. 9.7. Тормозной кран гидроусилителя со следящим устройством:

/ - педаль; 2 - толкатель; 3 и 4 - пружины; 5 - поршень; 6 - маслопровод к тормозному цилиндру; 7 - сливной маслопровод; 8 - клапан; 9 - подвод масла

Диаметр главного цилиндра, питающего т рабочих цилиндров, можно определить, приняв ход поршня 5г = (0,81,2)rfr- Тогда диаметр поршня

~У 0,8-1,2

где Т)а - коэффициент увеличения объема системы в результате деформации трубок, принимаемый равным 1,05-ь1,1.

Размеры главного цилиндра также унифицируют с автомобильными.

Усилие на поршне главного цилиндра


р, = р

Силовое передаточное число педали определяют, задавшись предельным усилием на педали Р = 12 кгс (для резкого торможения допустимо увеличение

до Рп = 20 кгс), из отношения tc =


ис. 9.8. Схема пневматической системы трактора Т-150К:

~~ тормозная камера; 2 - манометр; 3 - стеклоочиститель; 4 - кран стеклоочисти-, теля; 5 - педаль тормоза; 6 - рычаг ручного тормоза; 7 - тормозной кран; S - ком-Фессор; 9 - регулятор давления; /О - рычаг тормоза прицепа: U - спускной кран; кл ~~ Резервуар сжатого воздуха; 13 - кран отбора воздуха; 14 - предохранительный лапан; /5 воздухопроводы; 16 - соединительная головка к тормозу прицепа; П - общительный край; 18 - отвод к пневмоусилителю выключения муфты сцепления



Тормоза

ГЛАВА 10 коробки передач

Полный ход педали

Sn=(Sr + 6)tc =

0,7854

где 6 -зазор между штоком н поршнем главного цилиндра, обычно принимаемый равным 1,5-2,5 мм.

На некоторых тракторах в гидравлический привод ставят кран (рис. 9.6), позволяющий включать управление левым или правым тормозом для крутого поворота или обоими тормозами для транспортной работы.

Ла тяжелых тракторах, работающих с повышенными скоростями, для облегчения управления тормозами применяют гидропривод с усилителем. Усилитель можно питать от самостоятельного насоса и от насоса гидроусилителя руля или основной гидросистемы через делитель потока. Целесообразна установка гидроаккумулятора, заряжаемого до давления 50-70 кгс/см, с емкостью, достаточной для 15-20 торможений. Необходимая для регулирования интенсивности торможения пропорциональность между силой нажатия на педаль и силой торможения достигается применением следящего устройства. При нажиме на педаль / (рис. 9.7) через толкатель 2 и пружину 3 перемещается поршень5. Торцом поршень нажимает на клапан 5, закрывая сливное отверстие и открывая доступ масла под давлением. Давление масла через поршень сжимает пружину 3 и клапан 8 закрывается. Увеличивая нажим на педаль, можно увеличить давление масла, подаваемого к тормозным цилиндрам. При отпускании педали пружина 4 возвращает поршень в верхнее положение, открывая сливное отверстие.

Стояночный тормоз должен иметь механический привод с защелкой.

Пневматический привод. Преимущества - снижение усилия на педали, так как для привода используется энергия сжатого при работе двигателя воздуха; легкость привода тормоза прицепа; возможность использования сжатого воздуха для Других целей (накачивание шин, привод стеклоочистителя). Пневматический привод тормозов применяют на колесных тракторах общего назначения (рис. 9.8). Обычно заимствуют агрегаты пневматического привода от грузовых автомобилей [20]. Чтобы исключить складывание поезда, торможение прицепа должно начинаться раньше торможения трактора. /

10.1. СТУПЕНЧАТЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Коробки передач классифицируют по способу изменения передаточного числа на ступенчатые и бесступенчатые, с ручным и автоматическим управлением.

Ступенчатые коробки передач выполняют шестеренчатыми с неподвижными осями и планетарными. Шестеренчатые коробкн передач с неподвижными осями классифицируют по следующим признакам:

по методу осуществления передаточного числа различают коробки с однопарным, двухпарным, трехпарным и более зацеплением и коробки умноженного типа (с двумя последовательно переключаемыми передачами);

по методу переключения передач различают коробки, переключаемые без нагрузки (как правило, с остановкой трактора), и коробки, переключаемые под нагрузкой;

по типу механизма переключения различают коробки с подвижными шестернями и с включением передач зубчатыми или фрикционными муфтами (с шестернями постоянного зацепления).

Преимуществами коробок передач с неподвижными осями являются простота конструкции, небольшой относительный вес (4-5% конструктивного веса трактора), высокий к. п. д., высокая надежность н хорошая ремонтоспособность. При двух-вальной однопарной коробке передач осуществить более четырех передач затруднительно, так как надо увеличивать длину валов и для сохранения жесткости их диаметр. Наибольшее передаточное число однопарной коробки не превышает трех, а для редко включаемых передач трех-четырех. Поэтому простые двухваль-ные коробки передач в настоящее время не применяются.

Коробки передач с поперечными валами из-за размещения в них конической передачи более тяжелы и громоздки, чем коробки с продольными валами, и применяются только в конструкциях, предусматривающих получение реверса.

Трехвальная коробка передач с продольными валами и соос-ным расположением первичного н вторичного валов, позволяющим замыкать их блокировочной муфтой на прямую передачу, дает возможность получить наибольшее передаточное число до семи и пять-шесть передач. Для увеличения числа передач при небольшом числе шестерен и коротких валах применяют коробки передач с двух-, трехпарным зацеплением умноженного типа. Такая коробка передач представляет собой двухвальную коробку, соединенную последовательно с редуктором-удвоителем числа передач, переключаемым на основной и ускоренный ряд передач. В коробке предусматривают еще ряд замедленных передач, получаемых через шестерни дополнительного промежуточного вала. Недостатком коробки передач умнолсенного типа является трудность подбора желаемых значений скоростей и слож-



ность переключения передач: требуется два рычага (один для передач, другой для удвоителя) или механизм со сложным движением.

В большинстве ступенчатых коробок передачи переключаются подвижными шестернями.

Основной причиной выхода из строя деталей коробок передач является абразивный износ. Поэтому для обеспечения заданной долговечности работы (не менее 6000 ч) основное внимание следует обращать на защиту от попадания на детали абразивных частиц и на качественную смазку. Исследования, проведенные НАТИ, показали, что в масле до его смены содержание абразивных частиц не должно быть более 0,1%. Требуемая герметичность коробки передач достигается обработкой стыковых поверхностей до 5-6-го классов шероховатости; повышением жесткости фланцев и крышек; правильным расположением болтов крепления и повышением их качества; введением качественных уплотнений у выхода валов и резиновых чехлов у рычагов переключения; введением сапуна с фильтрующей набивкой объемом 5-15 см (в зависимости от передаваемой коробкой мощности). Желательно применять принудительную подачу масла к подшипникам и шестерням с предварительной его фильтрацией,

10.2. СТУПЕНЧАТЫЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ НА ХОДУ И УВЕЛИЧИТЕЛИ

КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА

Повышение рабочих скоростей вызывает необходимость в обеспечении возможности переключения передач под нагрузкой. Это требуется для трогания с места под полной рабочей нагрузкой и для преодоления участков с увеличенным сопротивлением движению или тяговым сопротивлением.

Динамические свойства трактора могут быть простейшим путем повышены установкой увеличителя крутящего момента (УКМ). Увеличитель крутящего момента представляет собой понижающий редуктор, включаемый и выключаемый без разрыва потока мощности. Применение увеличителя повышает производительность машинно-тракторного агрегата на 1-4%, облегчает работу тракториста. Время работы с включенным увеличителем крутящего момента определяется соотношением Ыув S u-Jum, где Ыуп - передаточное число УХМ, и, m-i ~ передаточные числа на рабочей и смежной низшей передачах коробки. Включение УКМ с большим числом ув снижает коэффициент загрузки двигателя йз и уменьшает производительность трактора. Поэтому при большом Ыув более выгодно снизить Аз, чтобы реже включать УКМ. Время работы УКМ при этом уменьшается, что позволяет при расчете его принимать меньшие запасы прочности и долговечности. При ув m-i/ m повышается коэффициент k, но в очень тяжелых условиях требуется вместо УКМ включать низшую передачу коробки передач. Время работы таких УКМ больше и при расчете напряжения в деталях нужно брать больший запас, как для коробок передач. Для отечественных тракторов (ДТ-75, МТЗ-50) Ыув= 1,25.

Типичные конструктивные схемы УКМ показаны на рис. 10.1. Планетарный УКМ с шестернями внешнего зацепления имеет три сдвоенных сателлита 4 (рис. 10.1, а). При выключении блокировочной муфты 2 реактивный момент на сателлитах автоматически затормаживает водило через обгонную муфту 3. Тогда вращение первичному валу коробки передач передается через сателлиты, работающие как сдвоенные шестерни. Для повышения безопасности (возможности торможения трактора двигателем) и для получения нейтрального положения УКМ вместо обгонной муфты ставят дисковый тормоз 6 (рис. 10.1,6), управляемый гидравлически, аналогично блокировочной муфте 5. Переключение УКМ осуществляется золотником.

Сдвоенные сателлиты требуют точного изготовления для обеспечения совпадения зубьев первого и второго венцов, исключающего заклинивание шестерен-Поэтому в некоторых конструкциях применяют для УКМ сдвоенный редуктор


Рис. 10.1. Типичные схемы увеличителя крутящего момента:

а - планетарный с внешним зацеплением и муфтой свободного хода (МТЗ-50 и ДТ-75); б- планетарный с внешним зацеплением и дисковым тормозом (Джон Дир); в - с неподвижными осями валов и сдвоенной муфтой сцепления (.Лллис Чалмерс); 1 - вал муфты сцепления; 2 - блокировочная сухая муфта сцепления; 3 - обгонная муфта-тормоз; 4 - сдвоенный сателлит; 5 - многодисковая гндроиоджимная муфта сцепления; 6 - дисковый гидроподжимиой тормоз; 7 - корпус пе[)едачн; 8 - сдвоенная шестерня; 9 - муфта включения УКМ; 10 - муфта блокировки УКМ

С неподвижными осями валов (рис. 10.1, в). Увеличитель крутящего момента управляется сдвоенной непостоянно-замкнутой муфтой, работающей в масле. Муфта 9 включает зубчатый перебор 8, а муфта 10 жестко соединяет вал сцепления с первичным валом коробки передач (УКМ заблокирован).

Увеличитель крутящего момента передает всю мощность двигателя при небольших размерах, что при длительной его работе может вызвать повышенный нагрев. Для обеспечения нормального теплового режима большинство увеличителей крутящего момента имеет принудительную смазку от специального насоса. Этот насос может быть использован для управления гидроподжимными муфтами УКМ.

Для разгона до высокой скорости два этапа, получаемые при наличии увеличителя крутящего момента, недостаточны. Лучшие результаты дают коробки передач, переключаемые под нагрузкой.

В простейшем случае для этого необходима двухпоточная муфта сцепления. От передней муфты 3 (рис. 10.2) крутящий момент передается паре шестерен первой передачи, связанной с вторичным валом через обгонную муфту 5. От задней муфты 4 вращение передается ведущему валу остальных более высоких передач. Первую передачу и задний ход включают, остановив трактор, остальные передачи включают, выключив вторую муфту. Во время переключения остальных передач вторичный вал получает вращение от шестерен первой передачи, а после включения задней муфты от шестерен одной из высших передач. При этом шестерни первой передачи вращают вхолостую обгонную муфту.

Более универсальными являются коробки передач с шестернями постоянного зацепления, работающими в масле и переключаемыми многодисковыми муфтами сцепления с гидравлическим нажатием. Существует два основных способа переключения: 1) без перекрытия передач с кратковременным разрывом потока мощности, когда передаваемый момент снижается до нуля; 2) с перекрытием передач, т. е. с кратковременной передачей крутящих моментов через выключаемую и через включаемуюмуфты. Время переключения с передачи m на передачу m + 1

пер-

-Z- + 1-- ± Гп,

вык Твк

где Mm И - момент на выключаемой и включаемой муфтах; +<п - время

разрыва потока мощности; -tn - ВрбМЯ ПбрбКрЫТИЯ ПбрбДЗЧ Tgyj и Тщ - Т6МП

Выключения и включения муфт.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка