Разделы сайта

Читаемое

Обновления Mar-2024

Промышленность Ижоры -->  Разработка конструкторской документации 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

1 Необходимо также проверить углы пово рота опорных сечений по формулам (рис. 7.2)

,д РаЬ , b \ РаЬ /

Pal 3EJ

РаЧ/ 6EJ


Рис. 7.2. Схема для определения углов поворота сечений

Допускаемые углы поворота на опоре с шя рикоподшипником - 0,002 рад, с роликопол шипником - 0,005 рад.

Для подшипников скольжения, работак щих в режиме полужидкостного или сухого тр# ния, рассчитывают давления, окружные скорости и показатели удельной работы трения (табл. 7.6) и сравнивают с их допускаемыми значениями (табл. 7.7), определенными опытным путем.

Экспериментальные исследования, проведенные в НАТИ, показали, что к элементам силовой передачи (валам, подшипникам) следует предъявлять особые требования в отношении жесткости конструкции. Наибольшее влияние на работоспособность зубчатых колес и подшипников качения оказывают перекосы осей вра-элементов. Причиной возникновения перекосо

подшипников ЯЕ

щеиия деталей и рабочих ....... , .... .

в зацеплении зубчатых колес и между рабочими элементами lluдшиllн ляется деформация деталей передачи под действием рабочей нагрузки.

7.6. Формулы для расчёта подшипников скольжения

Расчетный параметр

Формулы для расчета-подшнпников

радиального

Давление д, кгс/см .....

Скорость...........

Показатель удельной работы тре

ния, КГС-М/СМС......

Момент трения иа валу, кгс - см

qv = -

упориого

6000

ср 12 ООО

6000/

ср 3000(0, -Dj)

Di-Di

Примечание. Р - нагрузка на подшипник, кгс; D - диаметр шипа, , I - длина шипа, см; Dj и Oj - наружный и внутренний диаметры пяты, см; Г. РУк.ная скорость шипа, см/с; п - частота вращения шипа или пяты, оо/мин; Оср - средняя окружная скорость пяты, м/с; f - коэффициент трения.

7.7. Допускаемые значения q, v и qv для подшипников скольжения

Материал

кгс/см

[ ]. м/с

кгс-м/см-с

Бронза Бр.СЗО, ГОСТ 493 - 54 ......

Вр.ОиС 5-5-5, ГОСТ 613-65 ......

Бр..\Ж9-4, ГОСТ 493-54 ........

Баббит Б16 и БН, ГОСТ 1320-74 ....

100 100 50 100

10 10 5 10

100 100 80 100

Примечание. Указанные в таблице значения [q], [о] и Iqv] действительны для стальных закаленных шипов (или пят) при твердости ие менее HRC 45 и шероховатости поверхности не ниже класса 7. При незакаленных шнпах указанные значения сле,т,ует уменьшить примерно в 1,5 раза.

Наибольшее влияние иа прилегание зубьев оказывает угол перекоса в плоскости, перпендикулярной к плоскости контакта. Углы перекоса ие должны превышать 0,002 рад.

Специальные опыты по определению влияния перекоса иа долговечность шестерен показали, что прк перекосе в зацеплении, равном 0,00029 рад, шестерни выходят из строя вследствие частичной поломки зубьев по их длине наискось от основания зуба со стороны наиболее нагруженного его края и по вершине со стороны противоположного края. При этом срок службы шестерен сокращается в 7-10 раз. Для подсчета углов перекоса шестерен трансмиссии шлицевой вал ориентировочно можно заменить гладким, диаметр которого равен среднему диаметру шлицевого вала. Ошибка при этом в сторону уменьшения жесткости может достигать 10-15% и будет тем больше, чем больше высота шлицев. В зависимости от расположения плоскости изгиба вала и впадин или выступов шлицев жесткость вала изменяется в пределах 2-5%.

Деформация (мкм) опоры, в качестве которой используется шарикоподшипник,

д=ьр\

где Ь - параметр, зависящий от геометрических размеров и упругих свойств материала подшипников (табл. 7,8): Р - усилие, действующее иа подшипник, кгс.

7.3. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ ЭЛЕМЕНТОВ СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧИ

Расчет на прочность и долговечность коробки передач трактора Т-74. Коробка

передач состоит из трех валов - первичного, промежуточного и вторичного (рис. 7.3),

Схема нагружения валов приведена на рис. 7.4; 7.5; 7,6.

Промежуточный вал следует располагать так, как указано иа рис. 7.4; в противном случае вертикальные составляющие сил Ра и Pf, направлены в одну сторону и нагружают опоры вала.

Расчет приведен в табл, 7.9-7.14.

Расчет на прочность и долговечность вала заднего моста трактора Т-74. Расчет приведен в табл. 7,15-7.17, схема и графики к расчету - на рис. 7.7-7.8.

Расчет на прочность и долговечность конечных передач трактора Т-74.Рас-чет приведен в табл. 7.18-7.21, схема и графики к расчету - на рис. 7.9-7.11.



г-23 В

г-зг т

1-30

Рис. 7.3. Кинематическая

схема коробки передач: / - первичный вал; промежуточный вал; / вторичный вал

Передача

VI

34 36 18 24

32 36 20 24

30 36 23 24

34 27 18 32

32 27 20 32

30 27 23 32

Рис. 7.4. Схема приложения сил, действующих на валы коробки передач (вид сбоку):

/ - первичный вал; II - промежуточный вал; / - вторичный вал

Рис. 7.5. Схема нагружения валов силами действующими в зацеплении конических шестерен коробки передач трактора Т-74 (вид со стороны двигателя):

/ - первичный вал; - вторичный вал; т - промежуточный вал


Передачи ТДДД Горизонтальная плоскость

Агор

Вертикальная плоскость

Передачи Л,Ж

Горизоптальпая плоскость

Broil

Вверг

Вертикальная плоскость

л аерт.

~вв£рт

Горизонтальна/! плоскость

вертикальная плоскость

алерт

3,5 3,0 2,5 2,0 15 1

Рис. 7.6. Схема для расчета валов коробки

передач (продольный вид):

а - первичного; б - промежуточного;

в - вторичного

Вертикмьпая птскость

ВВСРГ

-А-1

горизттальпая плоскость

А гор

с, г\

в гор

Рис. 7.7. Схема нагружения вала заднего моста

Рис. 7.8. Зависимости: а - теоретического коэффициента концентрации напряжений от отношения rfd; б - поправочного коэффициента от отношения D/d

-ту.

-f=,--t

L, ..И

>

6=50 6g =720 -1-1-

0,75

0,25

изги

учеп



а §

01 (о -h со

о со cn -I о (с1 о ю ю ю

I I I I

I I I I I I I

о to <м

- \л -н ю

I I I

со (м -н о 00

to (n 00 а> ю

1 i I I 5 I I I I I I 1

III!

I I I I


OO Ol -4 (£> c4 1л b- CO t-H о lA 1л 1л 1л

co oo oj о 00 ю 1л щ

оооосэооооо

oi<aj o<Noo-*0(ocooo

0.-н(0(мсосоо)01йюо

CO CO Cn СЧ 1л Ю 1й

-cocooooincoocoiftco cOtOiOCO(N-.ooottO

о to (n co

5 t- OJ о

uON-oooooooooooooooooo] I I eo I

о о о о о о о

W -< to ю <-

о оо оо О)

со со со

la 1а

со со

оооооооо

COOJlftirt tOtO-Hh-.COCO tO-tOCOcOtO-HlO - -

*ь-0осч1п0о.-нсч (мсчсчсососо*-

OJ OJ

to I

1й 00 of Irt co CO

ri* 00 lA t-H

Irt 1л ю to to

f2S2:sS 5 *5<=*< 5coc

-OOJOOtttOlftCOiN - -mcc000tj.o00(o(n0000

- (МС0*1Л1СГ<.010госчс0с0

0.-hooo.-h.-h-ho

OirtOiftOU50U30 OU50lftOOOO

*-*inin(otottC( S5S§g2S°S

1 9 Исходные данные к расчету коробки передач трактора Т-74 (Частота вращения, крутящие моменты и др.)

Параметр

Обозначение

Число зубьев шестерни:

на первичном валу . . . .

на промежуточном валу:

ведущей ........

ведомой .........

на вторичном валу . . . .

конической передачи:

ведущей ........

ведомой .........

бортовой передачи:

ведущей ........

ведомой .........

Передаточное число;

между первичным и промежуточным валом ... . .

между промежуточным и вторичным валом ......

коробки передач .....

конической передачи . . .

бортовой передачи .....

трансмиссии.......

Частота вращения вала, об/ми :

первичного ........

промежуточного .....

вторичного ........

заднего моста ......

ведущего колеса.....

Радиус ведущего колеса, м . .

Скорость движения трактора, км/ч............

л. с.

Мощность двигателя К п. д. передачи:

цилиндрической . .

конической . . . . Крутящий момент иа

валу,

первичном . . промежуточном вторичном . .

заднего моста колеса . . . .

2г Zj Zi

Zj Zi

1 .

к кп б. п тр

п. з

к

тр N

ч л

Лк Мы

МЗк Л<4к

Расчетная формула и указания

Исходные даииые

Zi/Zj Zi/Z,

к кп б. n

n/ l

rtj/u,

V k. п

?з/ б. п Исходные данные

Vk-3.6

Исходные данные

Исходные данные То же

71620

Л1к1 1 AllKl 2

2к1 кп

Л1зк11 б. п

Значение для передачи I

34 24 36

12 41

13 62

1.89

1,5 2.83 3.42 4.77 46.2

1 700 900 598 176 36,8 0,324

4,51 75

0,98 0.95

3 160 5 849 8 598

13 991 65 218



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка