Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

Минимальные значения коэффициента запаса прочности: для цементованных и нитроцсмснтованных зубчатых колес - 6>= 1,55; для остальных -5р= 1,7. Коэффициент долговечности Кд учитывает влияние ресурса:

= Ык, при условии: \<Yt, Y, (2.2)

где IVmav = 4ид = 6-для улучшснных зубчатых колес; 1иах = 2,5 и V = 9 для закаленных и поверхностно упрочненных зубьев. Число циклов, соответствующее перелому кривей усталости, УУрс 4 10

Назначенный ресурс вычисляют так же. как и при расчетах по контактным напряххниям.

В соответстБив с кривой усталости напряжения Of не могут иметь значений меньших о/)и . Поэтому при > Npo принимают = Nfg-

Для длительно работающих быстроходных передач > Nfo и, следовательно, Кд = I, что и учитывает первый знак неравенства в (2.2). Второй знак неравенства ограничивает дощскаемые напряжения по условию предотвращения пластической деформации или хрупкого разрушения зуба.

Коэффициент Yf, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубья.ми, принимают: Кд = 1 при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероховатости Rz £40 мкм; }д= 1,05...1,2 при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ)

К(к ффицне1гг Yyf учитьшает влияние двустороннего приложения на1рузки (реверса). При одностороннем приложении нагрузки 1 = 1- При реверсивном нагру-жении и одинаковых нагрузке и числе циклов нагружения в прямом и обратном направлении (например, зубья сателлита в планетарной передаче): ) = 0,65 - для нормализованных и улучшенных сталей; 1 = 0,75-для закаленных и цементованных; Y = 0,9 -для азотированных.

Учет режима нагружения при определении допускаемых нащтжсзога. На рис. 2.2 режим Нйгружения передачи характер) iriycr циклограмма моментов, которая представляет в поряже убывания вращающие моменты 7}, действзтощие в течение отработки заданного рес рса Л. Циклограмма позволяет определить Пщ - продолжительность (в циклах нагружения)дейс-1вня момента Г,причастоте вращения а также N, - продолжительность (в циклах нагружения) действия люментов, больших 7--

В расчетах на сопротивление усталости действие кратковременного момента перегрузки не учитывают, а фактический переменный режим погружений

заменяют эквивалопгиым (по усталостному воздействию) постоянным режимом с ношаиыънъш моментом / (наибольшим из длительно действующих Т= Ti = Таии на рис. 2.2) и эквивалентным числом Л- циклов нагружения.

В расчетах на контактную выносливость переменность режима на1ружений учитывают при определении коэффищюнта долговечносга Z;/: вместо назначен-ного ресурса Л подставляют эквивалентное число циклов VVyg:

/Vhe = MflNi, где pff- £ I

, max

В расчетах на выносливость при изгабе для определения коэффициента долговечности вместо подставляют эквивалентное число циклов Np

л>£=цЛ. да Е [ () 1

При постоянной частоте вращения на всех уровнях нагрузки (п, = п) отношение riiU/inL) равноценно отношению Ui/Lf, или иУТУ,

На основе статистическото атализа нагруженностн различных машин уста-



Рис. 2.2

Рис. 2.3

новлено, что при всем многообразии циклограмм момешов (тагрял ; их можно свести к нескольким типовым, если использовать при построении циклограмм относительные координаты. Г/ и Епц/Л. Заменив,. ТЧатую циклограмму плавной огибающей кривой гол1тают графическое изо ражени )стоянного (0) и пяти переменныхт.шовых режимов нагружения,хар? рныл больишнства современных ...лщ. л На .. временные режимы оии.,начены: £-тяжелый (работа большую нагрузками близкими к номинальной); II -

средний равновероятностный время работы со всеми значениями

нагрузки); III - - средний нормальный та большую часть времени сосредними нагрузкалга); IV-легкий (работа большую часть времени с нагрузками ниже средних); V - особо легкий (работа большую часть времени с малыми нагрузками).

Тяжелый режим (I) характерен для зубчатых передач горных машин, средние равновероятностный (II) и нормальный (П1) -для транспортных машин, легкий (IV) и особо легкий (V) -для универсальных металлсежущих станков.

Значения коэффициентов эквивалентности ля и р. я-i типовых режимов нагружения приведены Б табл. 2.4.

Тай.чг

ца 2.4

Обозначение режима по рис. 2 3

Кспф

фнцнента эмиваленгаоста

0,500

0,300

0,200

0,250

0,143

0,100

0,180

0,065

0,036

0,125

0,038

0,016

о,оез

0,013

0,004

1. Межосевое расстояние. Предварительное значение межосевого расстояния а , мм:

где знак +*> (в

а = К{и ±1) VTiM

относят к внешнему зацеплению, знак - -к



внутреннему; Tj - вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно действующих), Н м; и -передаточное число

Коэффшщент К в зависимости от поверхностной твердости Hi и Я; зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения;

Я, <350 НВ Я >45НЕСз fli а;45НКС Hi S 350 НВ < 350 НВ HRC,

Твердость Н......

Коэффициент К... Окружную скорость V, м/с вычисляют по формуле:

6*10* (и±1)

Степень точности зубчатой передачи назначают по табл. 2.5.

Таблица 2.5

Степень точности по гост 1643-81

окфосп м/с гояес

прямозуб

ИС1ТРЮ

диянндрижжих

конических

до 20

ДО 12

до 30

до 20

точиостн)

ДО 12

да20

точности)

8 (передачи пониженной

до 4

до 10

ДО 7

точности)

9 (передачи ииакой точ-

до 2

до 1,5

до 4

ности)

Уточняют предварительно найденное значение межосевого расстояния по формуле:

где Ki - 450 -для прямозубых колес; Ка - 410 -для косозубых и шевронных, МПа; Нд-вМПа.

- коэффшщент ширины принимают ИЗ ряда стачдаргных чисел; 0,1; 0,15; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63 в зависимости от положения колес относительно опор:

при симметричном расположении 0,315-0,5;

при несимметричном 0,25-0,4;

при контрольном расположении одного или обоих колес 0,2-0,25.

Цдя шевронных передач Ща = 0,4-0,63; для коробок передач = О, I -0,2; для передач внутреннего зацепления = 0>2(и + 1)/(й-1). Меньшие значения Vfc -для передач с твердостью зубьев Нк 45НКСэ.

Таблица 2.6

Степень точности

Тверцоса на

ения Ак при v

по гост 16431

повериюсш зубьев колеса

>350 НВ

S350 НВ

1.09



1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка