![]() |
![]() |
![]() Разделы сайта
Читаемое
Обновления Jul-2025
|
Промышленность Ижоры --> Конструирование узлов машин ![]() Рис. 7.49 В качестве опор плавающих валов применяют радиальные подщипники Чаще всего используют подщипники с короткими цилиндрическими роликами. Наиболее распространены следующие конструк-тивныве схемы (рис. 7.49). Схема по рис. 7.49, а. Внутренние кольца подшипников за феплены на валу, а наружные в корпусе. Осевое плавание вала обеспечивают тем, что внутренние кольца подшипников с комплектом роликов могут смешаться в осевом направлении относительно неподвиж1ШХ наружных колец (см. табл. 24.13). Осевое плавание вала происходит в процессе его вращения. При этом сила, потребная для его перемещения, очень мала, что является достоинством этой схемы. Недостатки схемы: - необходимость применения очень жестких валов и обеспечения высокой сп -пени соосности посадочных поверхностей вала и корпуса вследствие высокой чувствительности таких подщипников к перекосам колец; - возможность значительного начального (после сборки) осевого смещения S колец, которое ничем в дальнейшем не компенсируется. Вызьшают это смещение погрешности размеров /; L; А, и А;, а также то, что осевое положение вала зависит от осевого положения зацепляющихся колес, которое случайно и имеет большой разброс по величине; - необходимость сравттительно точного изготовления деталей по размерам I и /. Эти размеры, как ввдно из рис. 7 49, о, вместе с другими размерами образуют размерную цепь. Погрешности при изготовлении детадей по этим размерам приводят к осевому смещению колец подвшпников; - нео&аздимость создания упора в отверстиях корпуса, чю несколько ус-ложня.г их с работку. Схема по рис. 7.49, б. Наружные кольца имеют некоторую свободу осевого перемещения. Перемещение внутрь корпуса огратшчено бортами обоих колец подшипников, в сторону крышек погщшпников - зазором z- Значение зазора г= 0,5...0,8 мм зависит от размеров узла и точности изготовления зубьев сопряженных шевронных колес точности их сборки. При осевом плавании вата внутренние кольца подшипников с комплектами роликов смещаются относительно наружных колец (см. табл. 24.14). В начальный момент осевого плавания вала ролики подшипников смещают наружные кольца на некоторую величину в сторону 1фышек кольца находят таким образом свое положение и в дальиейиюм остаются неподвижными. Достоинства этой схемы: - легкое плавание вала при неболыпсй осевой силе; - возможность регулирования начальной величины S осевого смещения колец до мгашмума. Этого достигают подбором компенсато(лшх прокладок К, устанавливаемых под фланцы обеих крышек подшипников; - изготовление деталей по размерам. /, Z и А по свободным допускам (например, 14-го квалитета). Возможные накоплешше погрешности устраняют компенсаторными прокладками К, - отсутствие упоров для наружных колец подшипников в отверстиях корпуса, что облепает их обработку. Недостатком данной схемы, как и предьщушей, является ее применимость только при жестких валах и высокой точности изготовления как вадов, так и отверстий корпуса. Примеры конструктивного оформления узлов по схемам рис. 7.49. а, 6 представлены Н11же (см. рис. 12.4). Схема по рис. 7.49, в. В опорах применяют раоиалыоде шариковые однорад-ные, шариковые или роликовые двухрядные сферические подшипники. Выбор того или другого типа подшипника определяют требуемые груэоподьемность и жесткость вала Внутренние кольца подшипников закреплены на валу, наружные свободны и могут перемещаться вдоль отверстий корпуса. Величина перемещения ограничена зазорами z> которые устанавливают при сборке подбором компенсаторных прокладок К. Осевое плавание вала, если оно по величине не более осевого зазора в подшипниках, происходат за счет этого зазора относительно неподвижных наружных колец подшипников. Если осевое перемещение вала превосходит осевой зазор в псдшипнигах, то при плавании вала наружные кольца подшипников скользят в отверстиях корпуса, что приводит к изнашиванию поверхности отверстий. Для уменьшения изнашивания иногда в отверстия корпуса ставят сталыщте закаденные втулки. Достоинство схемы - возможность ее применения при нежестких валах и при невысогаж степени соосности посадочных поверхностей вала и корпуса. К достоинствам можно отнести также отсутствие упоров для наружных колец подшипников в отверстиях корпуса. Недостатки схемы: наличие трения скольжения наружшлх колец пошпипников по отверстиям корпуса; необходимость приложения значительной осевой силы для осуществления плавания вала; вв(у(ение стальных закаленных втулок удорожает опоры и снижает точность базирования вада. 7.9. ОПОРЫ СООСНО РАСПОЛОЖЕННЫХ ВАЛОВ Такие опоры выполняют, например, в соосном двужлупенчатом цилиндрическом редукторе рис 7.50, а также в многопоточных передачах. При этом на внутренней стенке корпуса рядом располагают разные по габаритам подшипники соосных вадов 1 к 2. Один из них является опорой быстромэднсте, а дру10й тихоходного вада. Сами валы фиксируют, как правило, по схеме враспор . На рис. 7.51 показаны варианты выполнения опоры соосно расположенных валов (бьиюснм! элемент I, рис. 7.50). На рис. 7.51, о отверстая под подшипники выполняют непосредственно во внутренней стенке корпуса. Обработку отверстий ведут с двух сторон, образуя заплечики для подшипников в обоих отверстиях. Это создает определенные трудности при обработке. Однако при таком исполнении может быть достигнута наиболее высокая точность установки подшипников. ![]() Расточку отверстия можно упростить, если вьтолнять его сквозным диаметром £b (по наружному диаметру большего подшипника, рис, 7.51, б). Но для установки подшипника с менывим наружным диаметром А применяют дополнительную деталь -кольцо 3. Кольцо фиксируют кольцевым выступом на наружной поверхности, вхсдяшим в канавку разъемного корпуса. Подшипники доводят до упора в торцовые поверхности кольца J, поэтому точность изготовления кольца должна быть высокой. Таким образом, некоторое упрощение расточки отверстия достигают применением кольца 3, выполнением канавки в корпусе и нсоиходимым применением съемной крышки во внутренней стенке корпуса. В игаюлнении по рис. 7.51, в кольцо 3 не имеет фиксирующего выступа, а слсдажательно, не требуется и канавки для него в корпусе. Конструкция кольца Проще, обработка отверстия корпуса также проще. Но при этом валы 1 н 2 образуют общую систему. Регулирование осевого зазора для четырех подшипников обоих валов проводят сразу. Осевые силы, действующие на одном валу, нагружают подшипники другого вала, что является основным недостатком этого исполнения. ![]() При выборе варианта исполнения можно ргксжодствсваться следующим: - при исполнении по варианту рис. 7.51, а точность базирования вьшге, так как здесь нет дополнипупной детали со своими погрешностями и нет дополнительных сопряжений ее с корпусом; - при постановке кольца 3 в случае применения в onqpax радиальных шариковых подшипников вариант по рис. 7.51, в следует предпочесть варианту по рис. 7.51, б как более простой и экономичный. Само собой разумеется, чю при подборе подшипников следует учитывать осевые силы, действующие как на вал 7, так и на вал 2. В радиально-упорных подшипниках от радиальных нагрузок возникают осевые силы, дополнительно нагружающие подшипники. Поэтому в случае применения В опорах валсж таких подшипников надо расчетом определить, не будут ли подшипники вала / перетружены осевыми силами, действующими со стороны подпштшиков вала 2. При благоприятном результате расчета опоры валов следует проектировать по рис. 7.51, в. Если же осевые силы со стороны вала 2 вызывают чрезмерное увеличение размера подшипников вала 7, опоры валов следует проектировать по рис. 7.51, б.
|
© 2003 - 2025 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |