![]() |
![]() |
![]() Разделы сайта
Читаемое
Обновления May-2025
|
Промышленность Ижоры --> Конструирование узлов машин 60 к fi7/ X 2 ГОСТ 6033-80. Обозначение в отверстия в стунше - -Я7х2 ГОСТ 6033-80, -60]щ6х2 ГОСТбОЗЗ-80. Соединения с натягом в последнее время все чаще применяют для передачи момента с колеса на вал. При посадках с натягом действуют напряжения, распределенные по поверхности соединения по условной схеме, показанной на рис. 6.5. Действующие со стсфоны колеса на вал окружная и радиальная силы вызывают перераспрс-деление напряжений. В цилиндрических косозубых, 1 /Л конических зубчатых и червячных передачах соединения рц;. g 5 вал-ступица нагружены, кроме того, нз]ибающим моментом от осевой силы в зацеплении. Этот момент также вызывает перераспределение напряжений. Вследствие такого перераспределения на торце детали напряжения в соединеюга в.ал - ступица могут оказаться равными нулю. Тогда произойдеттак называемое раскрытие стыка, что недопустимо. Посадкаснатягом должна быть выбрана из усюоия нераскрытия стыка. Валы вращаются относительно действующих на них нагрузок. Поэтому в любой точке поверхности контакта за каждый оборот вала напряжения циклически изменяются в шкитарых пределах. Циклическое изменение напряжений приводагг к явлению усталости поверхностных слоев материала деталей, к микроскопьжению посадочных поверхносгсй и, как следствие, к их иэнащиванию, к так называемой контактной коррозии. Натяг в соединении в этом случае прогрессивно уменьшается и наступает момент, когда колесо провернется относительно вала. Дтя предотпращения контактной коррозии или для уменьшения ее влияния в соединениях с натягом следует предусматривать определенный запас сцепления К, который принимают: - - для колес выходных валов редукторов, на концах которых установлены: муфта соединитепьндя...... ......... К=1 эвезпочка цепной передачи... . К= 3,5 шкив рет№нной передачи.................... К=А - для колес промежуточных валов редукторов...... jS= 4,5 Подб(ф посашш с натягом. Исходные данные: Т-вращающий момент на колесе, Н м; J -диаметр соединения, мм; d\ -диаметр отверстия пустотелого вала, мм; 2 - условный наружный диаметр шулки (ступицы колеса, внвиший диаметр бацдажа и др.), мм; / -длина сопряжения, мм; материалы соединяемых деталей и шероховатость поверхностей. Подбор посадок производят Б следующем порядке. I. Среднее кштакшюе давление (МТУл) р = 2- XOKT/i-KdA где К-коэффициент запаса сцепления. OceBjTO силу /с, действующую в зацеплении, в расчет не прининаюгп как показьтает анализ, после приведения сил Ти fK диаметру /соединения, влияние осевой силы оказывается незначительным (с учетом силы давление увеличива- ется для циливдрических и червячных колес в 1,005 раза, а для конических колес с круговым зубом в 1,02 раза). /- коэффициент трения: сталь-чу1ун 0,08 0,14 сталь-сталь 0,08 0,14 сталь-бровда (латунь) 0,05 0,07 чугун - бронза (латунь) 0,05 0,07 2. Дефоряшция деталей (мкм); 8=I0VWi + C2/). где С], Сг-коэффициенты жесткости: C, = l+(Wl/l-(di/rff]-p,; £-модуль упругости, МПа: для стали - 2,1-10, чугуна-0,9 10-оловянной бронзы -0,8-10, безоювяшюй бронзы и латуни -10; р - коэффициент Пуассона; для стали - 0,3, чугуна - 0,25, бронзы, латуни 3. Поправка на обмятие шаср(ащ)отостей (мкм) и = 5,5(i?aj + Л02). где Jbi, и Дй2 - средние арифметические отклонения профиля поверхностей. Значения Ва, мкм берут из чертежей деталей или по табл. 22.2. 4. Поправка на тем}Щ}атурную деформащао (мкм). При подборе посадки зубчатых венцов червячных колес, которые нагреваются при работе передачи до относительно высоких температур, учитывают температурные деформации центра и вента колеса, ослабляющие натяг 5, = 10(/2 - 20)02 -(Г, - 20<а,]. Здесь и t2 -средняя объемная температура соответственно обода центра и венца колеса. Значения юээффициентов а, 1/°С: для стали - 12 10; чугуна - 10-10 *; бронзы, латуни -19-10. 5. Минимальный натяг (мкм), необходимый для передачи вращающего момента, Л]5+й+5 (6Л) 6. Максимальный натяг (мкм), допускаемый прочностью охватывающей детали (ступицы, венца и др.), Л] б] +и- (6.2) Здесь 1бщад = [р\гош/р, мкм -максимальная деформация, допускаемая прочностью охватывающей детали где [р] - ll-id/d2f], МПа -максимальное давление, допускаемое прочностью охватывающей детали (ст-предел текучести материала охватывающей детали, МПа). 7. Выбор посадки. По значениям и [Л]п, выбирают из табл. 6.3 одну из посадок, удовлетворяющих условиям (6.1) и (6.2). Таблица 6.3
Приводимые в табл. 6.3 зн;1Чения минимального Лп и максимального Nrg вероятаостных натягов подсчитаны по формулам, учитывающим рассеивание размеров вала и отверстия и, как следствие, рассеивание натяга. 8, Для выбранной посадки определяют силу запрессовки или температуру нагрева детали. Сила запрессовки, Н F = iicap, гтрг\ - (шм-Ч/З. МПа -давление от натяга JVma, выбранной посадки; JJi - коэффициент сцепления (трения) при прессовании: Материм пары /. .. . 0,20 . . 0,14 . 0,10 сталь-чугун.......... сталь-бронза, латунь ... чугун-бронза, латунь.. - Температура нагрева охватывающей детали, С 1=20 + (Ли + ад/(10йц),
|
© 2003 - 2025 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |