Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

60 к fi7/ X 2 ГОСТ 6033-80.

Обозначение в отверстия в стунше -

-Я7х2 ГОСТ 6033-80,

-60]щ6х2 ГОСТбОЗЗ-80.

Соединения с натягом в последнее время все чаще применяют для передачи момента с колеса на вал. При посадках с натягом действуют напряжения, распределенные по поверхности соединения по условной схеме, показанной на рис. 6.5. Действующие со стсфоны колеса на вал окружная и радиальная силы вызывают перераспрс-деление напряжений. В цилиндрических косозубых, 1 /Л

конических зубчатых и червячных передачах соединения рц;. g 5

вал-ступица нагружены, кроме того, нз]ибающим моментом от осевой силы в зацеплении. Этот момент также вызывает перераспределение напряжений. Вследствие такого перераспределения на торце детали напряжения в соединеюга в.ал - ступица могут оказаться равными нулю. Тогда произойдеттак называемое раскрытие стыка, что недопустимо. Посадкаснатягом должна быть выбрана из усюоия нераскрытия стыка.

Валы вращаются относительно действующих на них нагрузок. Поэтому в любой точке поверхности контакта за каждый оборот вала напряжения циклически изменяются в шкитарых пределах. Циклическое изменение напряжений приводагг к явлению усталости поверхностных слоев материала деталей, к микроскопьжению посадочных поверхносгсй и, как следствие, к их иэнащиванию, к так называемой контактной коррозии. Натяг в соединении в этом случае прогрессивно уменьшается и наступает момент, когда колесо провернется относительно вала.

Дтя предотпращения контактной коррозии или для уменьшения ее влияния в соединениях с натягом следует предусматривать определенный запас сцепления К, который принимают:

- - для колес выходных валов редукторов, на концах которых установлены:

муфта соединитепьндя...... ......... К=1

эвезпочка цепной передачи... . К= 3,5

шкив рет№нной передачи.................... К=А

- для колес промежуточных валов редукторов...... jS= 4,5

Подб(ф посашш с натягом. Исходные данные: Т-вращающий

момент на колесе, Н м; J -диаметр соединения, мм; d\ -диаметр отверстия пустотелого вала, мм; 2 - условный наружный диаметр шулки (ступицы колеса, внвиший диаметр бацдажа и др.), мм; / -длина сопряжения, мм; материалы соединяемых деталей и шероховатость поверхностей.

Подбор посадок производят Б следующем порядке.

I. Среднее кштакшюе давление (МТУл)

р = 2- XOKT/i-KdA

где К-коэффициент запаса сцепления.

OceBjTO силу /с, действующую в зацеплении, в расчет не прининаюгп как показьтает анализ, после приведения сил Ти fK диаметру /соединения, влияние осевой силы оказывается незначительным (с учетом силы давление увеличива-



ется для циливдрических и червячных колес в 1,005 раза, а для конических колес с круговым зубом в 1,02 раза). /- коэффициент трения:

сталь-чу1ун 0,08 0,14

сталь-сталь 0,08 0,14

сталь-бровда (латунь) 0,05 0,07

чугун - бронза (латунь) 0,05 0,07

2. Дефоряшция деталей (мкм);

8=I0VWi + C2/). где С], Сг-коэффициенты жесткости:

C, = l+(Wl/l-(di/rff]-p,;

£-модуль упругости, МПа: для стали - 2,1-10, чугуна-0,9 10-оловянной бронзы -0,8-10, безоювяшюй бронзы и латуни -10;

р - коэффициент Пуассона; для стали - 0,3, чугуна - 0,25, бронзы, латуни

3. Поправка на обмятие шаср(ащ)отостей (мкм) и = 5,5(i?aj + Л02). где Jbi, и Дй2 - средние арифметические отклонения профиля поверхностей. Значения Ва, мкм берут из чертежей деталей или по табл. 22.2.

4. Поправка на тем}Щ}атурную деформащао (мкм). При подборе посадки зубчатых венцов червячных колес, которые нагреваются при работе передачи до относительно высоких температур, учитывают температурные деформации центра и вента колеса, ослабляющие натяг

5, = 10(/2 - 20)02 -(Г, - 20<а,].

Здесь и t2 -средняя объемная температура соответственно обода центра и венца колеса. Значения юээффициентов а, 1/°С: для стали - 12 10; чугуна - 10-10 *; бронзы, латуни -19-10.

5. Минимальный натяг (мкм), необходимый для передачи вращающего момента,

Л]5+й+5 (6Л)

6. Максимальный натяг (мкм), допускаемый прочностью охватывающей детали (ступицы, венца и др.),

Л] б] +и- (6.2)

Здесь 1бщад = [р\гош/р, мкм -максимальная деформация, допускаемая прочностью охватывающей детали где [р] - ll-id/d2f], МПа -максимальное давление, допускаемое прочностью охватывающей детали (ст-предел текучести материала охватывающей детали, МПа).

7. Выбор посадки. По значениям и [Л]п, выбирают из табл. 6.3 одну из посадок, удовлетворяющих условиям (6.1) и (6.2).



Таблица 6.3

Икгервалы лвамет-

дче11ия

Ш Тб

Св. 30 ДО 40

15 44

25 Й

29 58

32 88

52 IDS

84 140

Св. 40 до 50

7 36

24 53

35 64

52 88

Св. 50 до 65

9 44

30 65

55 1T9

Св. 65 до 80

9 4-4

20 55

36 7Г

52 87

70 134

81 123

Св. 80 да] 00

10 51

24 65

29 93

64 105

86 i62

140 216

220 296

m 373

Сб. 100 до 120

54 11

77 lT8

106 182

172 248

Св. 120 до 140

32 79

126 214

204 292

320 410

425 514

Св. 140 до 160

34 81

236 324

370 4

Св. 160 до 180

12 59

37 84

77 Ш

266 354

555 g44

Св 180 до 200

86 Й0

89 1T5

130 IM

185 287

203 269

299 401

469 571

Се. 200 ДО 225

94 148

Св. 225 до 250

47 101

,¥0

160 2И

251 317

374 476

Св. 250 ло 280

53 Ш

117 179

863 977

Св. 280 до 315

57 П9

293 407

733 847

Приводимые в табл. 6.3 зн;1Чения минимального Лп и максимального Nrg вероятаостных натягов подсчитаны по формулам, учитывающим рассеивание размеров вала и отверстия и, как следствие, рассеивание натяга.

8, Для выбранной посадки определяют силу запрессовки или температуру нагрева детали.

Сила запрессовки, Н

F = iicap,

гтрг\ - (шм-Ч/З. МПа -давление от натяга JVma, выбранной посадки; JJi - коэффициент сцепления (трения) при прессовании:

Материм пары /.

.. . 0,20

. . 0,14

. 0,10

сталь-чугун..........

сталь-бронза, латунь ... чугун-бронза, латунь.. -

Температура нагрева охватывающей детали, С

1=20 + (Ли + ад/(10йц),



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 [ 27 ] 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка