Разделы сайта
Читаемое
Обновления Apr-2024
|
Промышленность Ижоры --> Конструирование узлов машин
В учебных проектах предельные д, отклонения цепочных размеров принимают в зависимости от способа ком-пенсащш; - если компенсатором служит де- ~~V~Zjo таль, которую шабрят или шлифуют по --- результатам измерений при сборке, то в целяхуменьшения припуска на обработку Рис. 22.5 поля допусков цепочных размеров следует принимать: отверстий Ш, валов А9, остальных ± /79/2; - если компенсатором служит набор прокладок, то поля допусков цепочных размеров принимают более свободными: IU1, АН, ±7711/2; - если же колшенсатором служит резьбовая пара, то вследствие ее широких компенсирующих способностей поля допусков размеров принимают: Н14, ИЫ, ± Л14/2 (или +/2: -t2. ± I2/2 по ГОСТ 25670-83). 4. Предельные отклонения свободных размеров оговаривают в технических требованиях записью, аналогичной записи для размеров низкой точности. 5. Предельные отклонения коордштат крепежьштх отверстий принимают по рекоменааш1Ям, приведенным, например, в табл. 22.П и 22.12. 6. Предельные отклонения диаметров резьб показывают на чертежах деталей в соответствии с посадками резьбовых соединений, приведенньши на чертежах сборочных единиц. Например, для резьб в отверспшях: М20~т, М16-ЗН6Н, МЗО х 1,5-ЗН5С; для резьб на валок М42-8 М16-2т, МЗО х 1,5-2г. При обработке деталей возникают погрейшооти не только линейных размеров, но и геометрической формы, атакже погрешности в относительном расположении осей, поверхностей и конструктивных элементов деталей. Эти погрешности могут оказывать вредное влияние на работоспособность деталей машин, вызывая вибрации, динамические нагрузки, шум- Первая ipynoa требований точности связана с установкой подпшпнвков качения (ГОСТ 3325-85). Для подшипников качеш1я важно, чтобы не были искажены дорожки качения колес подшипников. Кольца подшипников очень податливы и при установке копируют форму посадочньк поверхностей валов и корпусов. Чтобы уменьшить искажение формы дорожек качения, на посадочные поверхности валов и корпусов задают допуски формы- Относитсльный перекос наружного и внутреннего колец подшипников увеличивает сопротивление вращению валов и потери энергии, снижает ресурс ПОДШИПНИКОВ- Перекос колец могут вызвать: - отклонения от соосности посадочных поверхностей вала и корпуса; - отклонения от перпенднкулярносгн бадовых торцов вала и корпуса; - деформации вала и корпуса в работающем узле. Чтобы ограничить перечисленные отклонения, на чертежах задают допуски распояож&шя посадочных повааюстей вала и корпуса. Вторая группа требований точности, которые предъявляют к деталям, связана с обеспечением норм кинематической точности и ворм контакта зубчатых я червячных передач (ГОСТ 1643-81, ГОСТ 1758-81, ГОСТ 3675-81). Достижение необходимой точности зависит от точности расположения посадочных поверхностей и базовых торцов валов, а также посадочных отверстий и базовых торцов колес. Поэтому на чертежах валов, зубчатых и червячных колес задают допуски расположения базовь.~. поверхностей. Третья ipynna требовании точности, предъявляемых к деталям, связана с ости деталей- Попускае- ooipa йнеура мые значения дисбаланса ©предел ны ГОСТ 22061-16 в зависи..юст от .зида изделия и условий его работы. Нормы допускаемого дисбаланса описывают уравнением еп = const, где е - удельньШ дисбаланс, г- мм/кг, численно равный смещению центра масс с оси врашения, мкм; л -частота вращения, ьшн . В связи с этим на чертежах удобно предъявлять к отдельным поверхностям деталей щзебоватш в виде допусков соосности. Базовые оси и поверхности обозначают на чертежах в соответствии с ГОСТ 2.308-19 равносторонним зачерненным треугольником, соединенным с рамкой. в которой загшсывают обозначение базы заглавной буковой где А -высота размерных чисел на чертеж (обычно h = 3,5 мм). Допуски формы и рааюложхшш поверх-0б3гб i- fi~A ностей указывают на чертеже условными обозначениями -графическими знаками (табл. 22.1), которые записывают в рамке, разделенной на две или три части. В первой части размешают графический знак допуска, во второй -его числовое значение и в третьей - обозначение базы, относительно которой задан допуск. Рис. 22.7 Установлены (ГОСТ 2.308-79) следу- ющие правила нанесения на чертежах деталей условных обозначений баз. допусков формы и расположения: - если ойявляетсяиоержчосг- ~о ~чоненнь1йтреугольникрасполагают на достаточном расстоянии от конца размерно , линии (рис. 22.6, о), - если базой является ось или плоскость симмегщ}ии, то зачерненный треугольник располагают в ковде размерной линии (рис. 22.6, б). Иногда удобнее, чтобы не затемнять чертеж, базу показьшатъ на сечении. В этом случае размерную линию без указания размера повторяют (рис. 22.7); - есиганетнео6нздпмос111назначатъбаэу,га1есюэачернен1юготреу 111жменяют стрелку (рис. 22.6, в)] - если допуск относят к поверхности, а не к оси элемента, то стрелку соединительной линии располагают на достаточном удале 1ши от конца размерной линии (рис. 22.6, г - обозначение допуска цилиндричности); - если же допуск относят к оси или плоскости симметрии, то конец соединительной линии должен совпадать с продолжением размерной линии (рис. 22.6, г - обозначение допуска соосности). Таблица 22.1 Пщиллвлшости Перпендикулярности Радиальной) биения Б дшмпральноы выршквнии. Z2.I.5. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ Из числя параметров шероховатости, установлен1шк ГОСТ 2789-73, в машиностроении наиболее часто применяют На-среднее арифметическое отклонение профиля, мкм (основной из высотных параметров шероховатости; назначают на все обработанные поверхности); Bz - высота неровностей профиля, мкм (определяют по пяти измерениям
|
© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка |