Разделы сайта

Читаемое

Обновления Apr-2024

Промышленность Ижоры -->  Конструирование узлов машин 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

1 да

В учебных проектах предельные д,

отклонения цепочных размеров принимают в зависимости от способа ком-пенсащш;

- если компенсатором служит де- ~~V~Zjo

таль, которую шабрят или шлифуют по ---

результатам измерений при сборке, то в целяхуменьшения припуска на обработку Рис. 22.5

поля допусков цепочных размеров следует

принимать: отверстий Ш, валов А9, остальных ± /79/2;

- если компенсатором служит набор прокладок, то поля допусков цепочных размеров принимают более свободными: IU1, АН, ±7711/2;

- если же колшенсатором служит резьбовая пара, то вследствие ее широких компенсирующих способностей поля допусков размеров принимают: Н14, ИЫ, ± Л14/2 (или +/2: -t2. ± I2/2 по ГОСТ 25670-83).

4. Предельные отклонения свободных размеров оговаривают в технических требованиях записью, аналогичной записи для размеров низкой точности.

5. Предельные отклонения коордштат крепежьштх отверстий принимают по рекоменааш1Ям, приведенным, например, в табл. 22.П и 22.12.

6. Предельные отклонения диаметров резьб показывают на чертежах деталей в соответствии с посадками резьбовых соединений, приведенньши на чертежах сборочных единиц.

Например, для резьб в отверспшях: М20~т, М16-ЗН6Н, МЗО х 1,5-ЗН5С; для резьб на валок М42-8 М16-2т, МЗО х 1,5-2г.

При обработке деталей возникают погрейшооти не только линейных размеров, но и геометрической формы, атакже погрешности в относительном расположении осей, поверхностей и конструктивных элементов деталей. Эти погрешности могут оказывать вредное влияние на работоспособность деталей машин, вызывая вибрации, динамические нагрузки, шум-

Первая ipynoa требований точности связана с установкой подпшпнвков качения (ГОСТ 3325-85). Для подшипников качеш1я важно, чтобы не были искажены дорожки качения колес подшипников. Кольца подшипников очень податливы и при установке копируют форму посадочньк поверхностей валов и корпусов. Чтобы уменьшить искажение формы дорожек качения, на посадочные поверхности валов и корпусов задают допуски формы-

Относитсльный перекос наружного и внутреннего колец подшипников увеличивает сопротивление вращению валов и потери энергии, снижает ресурс ПОДШИПНИКОВ- Перекос колец могут вызвать:

- отклонения от соосности посадочных поверхностей вала и корпуса;

- отклонения от перпенднкулярносгн бадовых торцов вала и корпуса;

- деформации вала и корпуса в работающем узле.

Чтобы ограничить перечисленные отклонения, на чертежах задают допуски распояож&шя посадочных повааюстей вала и корпуса.

Вторая группа требований точности, которые предъявляют к деталям, связана с обеспечением норм кинематической точности и ворм контакта зубчатых я червячных передач (ГОСТ 1643-81, ГОСТ 1758-81, ГОСТ 3675-81). Достижение необходимой точности зависит от точности расположения посадочных поверхностей и базовых торцов валов, а также посадочных отверстий и базовых торцов



колес. Поэтому на чертежах валов, зубчатых и червячных колес задают допуски расположения базовь.~. поверхностей.

Третья ipynna требовании точности, предъявляемых к деталям, связана с

ости деталей- Попускае-

ooipa

йнеура

мые значения дисбаланса ©предел ны ГОСТ 22061-16 в зависи..юст от .зида изделия и условий его работы. Нормы допускаемого дисбаланса описывают уравнением еп = const, где е - удельньШ дисбаланс, г- мм/кг, численно равный смещению центра масс с оси врашения, мкм; л -частота вращения, ьшн . В связи с этим на чертежах удобно предъявлять к отдельным поверхностям деталей щзебоватш в виде допусков соосности.

Базовые оси и поверхности обозначают на чертежах в соответствии с ГОСТ 2.308-19 равносторонним зачерненным треугольником, соединенным с рамкой.

в которой загшсывают обозначение базы заглавной буковой

где А -высота размерных чисел на чертеж (обычно h = 3,5 мм).



Допуски формы и рааюложхшш поверх-0б3гб i- fi~A ностей указывают на чертеже условными

обозначениями -графическими знаками (табл. 22.1), которые записывают в рамке, разделенной на две или три части. В первой части размешают графический знак допуска, во второй -его числовое значение и в третьей - обозначение базы, относительно которой задан допуск. Рис. 22.7 Установлены (ГОСТ 2.308-79) следу-

ющие правила нанесения на чертежах деталей условных обозначений баз. допусков формы и расположения:

- если ойявляетсяиоержчосг- ~о ~чоненнь1йтреугольникрасполагают на достаточном расстоянии от конца размерно , линии (рис. 22.6, о),

- если базой является ось или плоскость симмегщ}ии, то зачерненный треугольник располагают в ковде размерной линии (рис. 22.6, б). Иногда удобнее, чтобы не затемнять чертеж, базу показьшатъ на сечении. В этом случае размерную линию без указания размера повторяют (рис. 22.7);



- есиганетнео6нздпмос111назначатъбаэу,га1есюэачернен1юготреу 111жменяют стрелку (рис. 22.6, в)]

- если допуск относят к поверхности, а не к оси элемента, то стрелку соединительной линии располагают на достаточном удале 1ши от конца размерной линии (рис. 22.6, г - обозначение допуска цилиндричности);

- если же допуск относят к оси или плоскости симметрии, то конец соединительной линии должен совпадать с продолжением размерной линии (рис. 22.6, г - обозначение допуска соосности).

Таблица 22.1


Пщиллвлшости

Перпендикулярности

Радиальной) биения

Б дшмпральноы выршквнии.

Z2.I.5. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ

Из числя параметров шероховатости, установлен1шк ГОСТ 2789-73, в машиностроении наиболее часто применяют

На-среднее арифметическое отклонение профиля, мкм (основной из высотных параметров шероховатости; назначают на все обработанные поверхности);

Bz - высота неровностей профиля, мкм (определяют по пяти измерениям



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 [ 115 ] 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149

© 2003 - 2024 Prom Izhora
При копировании текстов приветствуется обратная ссылка